МУЗЕЙ

Историко-этнографический музей ГУО «Горская средняя школа Горецкого района»

Музейhttps://cloud.mail.ru/home

Рекламный урокhttps://cloud.mail.ru/home/

7 февраля 1986г. по  приказу  № 27  в здании Горской средней школы был основан краеведческий музей.

29 апреля 1997 года решением коллегии Министерства культуры Белорусской ССР музею было присвоено звание «Народный».

С момента основания до января 2014 года руководителем музея работала  Мирончикова Раиса Леонидовна. Работу прекратила в связи с ликвидацией в школе ставки заведующей музеем.

В марте 2014 года исполняющей обязанности заведующей музеем была назначена Иванова  Ольга Николаевна.

Разделы экспозиции:  «Горы в далеком прошлом, «этнографический» “ «Наш земляк-ревком Чукотки» “ » образование и развитие колхоза и агрогородка Горы“, «Великая Отечественная война» “ » История школы”

 

 Разделы экспозиции с фотоиллюстрациями.

                  Михаил Сергеевич Мандриков

ревком Чукотки

Родился Мандриков М.С.  5 ноября 1888 в деревне Горы, Чаусский уезд, Могилевская губерния.

В 1900 г. окончил в Горах трехлетнее народное училище, учился в ремесленном училище. В 1904 г. вступает в Горецкую революционную организацию, основанную А. М. Салымским.

В сентябре 1919 года Мандриков (под псевдонимом Безруков) был направлен Владивостокской организацией РКП(б) на Чукотку. Из числа сочувствующих Советской власти местных жителей создал подпольную революционную группу.

31 января 1920 года произошло белогвардейское восстание. Часть ревкомовцев погибла, другие во главе с Мандриковым сдались. Утром 2 февраля 1920 года им объявили о переводе в тюрьму на другой берег реки Казачки, но при пересечении реки ревкомовцев расстреляли.

В сентябре 1969 прах Мандрикова был торжественно перезахоронен на кладбище— на высоком берегу Анадырского залива.

Коллективизация в деревне Горы

Этот раздел музея рассказывает о времени провеления коллективизации в деревне Горы. На стенде мы видим фотографии Погуляева – председателя Горского волостного исполкома и Гуревича – секретаря Горской комсамольской ячейки. Первым шофером быт Луцыков, первым трактористом Рогайлин. Цифры на стенде говорят о том, какой была материальная база колхоза. Колхоз в нашей деревне носил имя  Я́кова  Миха́йловича  Свердло́ва —  революционера, большевика.  председателя ВЦИК (формального главы РСФСР).

70-ая Верхнеднепровская ордена Суворова стрелковая дивизия.

Этот раздел рассказывает о боевом пути 70-ой Верхнеднепровской ордена Суворова стрелковой дивизии.

Дивизия сформировалась весной 1943 года под Калугой. Боевое крещение дивизия получила 18 августа 1943 года в районе города Спаск-Деменска. После завершения Смоленской операции дивизия вступила на территорию Беларуси.

29 сентября была освобождена наша деревня Горы. И на нашей земле части дивизии держали оборону 9 месяцев до начала операции «Багратион»,  операции по освобождению Беларуси.

На Горской земле сражался снайпер Григорьев. Он стал известен всему фронту, потому, что на его счету было 300 убитых немцев. Григорьеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

Именно Григорьев поводил занятия во взводе девушек снайперов в деревне Соколово, среди которых была Герой Советского Союза Таня Барамзина. Мы помним о тех, кто отдали жизнь за нашу свободу

Горы в годы Великой отечественной войны

Экспозиция рассказывает о судьбе семьи Цыганковых. У Марии Григорьевны Цыганковой до войны родилась двенадцать детей. Отправила она на войну шесть сыновей. Мать ждала известия от сыновей, а получила шесть похоронак. “Рядовой Цыганков Кирилл Никифорович в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив героизм и мужество, был убит 29 октября 1943 года, похоронен в деревне Забродье” ; Второй про Василия, третий — про Арсения, четвертый — о Матвее. Вскоре еще и о Федоре  и Александре. Имела мать много детей, только не осталось больше никого.

Есть в нашей деревне единственный в республике парк Скорби. Находится на северной окраине деревни Горы, 600 метров от школы.  Парк посажен в честь земляков, погибших на фронтах войны. В парке — 512 деревьев, по количеству погибших.  В июле 2014 рядом со стелой установлен памятник матери-патриотке Цыганковой Марии Григорьевне.

Горы в 1960-1980 гг.

История нашего села в 60- 80- е годы ХХ века. Здесь собраны материалы об истории школы, работе школьной производственной бригады, сотрудничестве школы и колхоза имени Свердлова. В коробке хранится фильм, посвященный одному из председателей колхоза Александру Панфиловичу Герасимову. На стенде вы видите его фото и короткий текст биографии. А на этих фотографиях наши орденоносцы,  люди, которые за свой тяжелый труд в сельском хозяйстве были награждены орденом «Трудового красного знамени». Волков – дважды орденоносец. Первый орден он получил за высокий урожай картофеля, второй – за урожай льна.

  Горы –Горацкі строй у адзенні

Дэкор нацыянальнага касцюма сугучны з пяшчотнай мелодыяй народнай  песні. Маляўніча аздобнены, ён хораша ўпісваўся ў беларускі пейзаж, адпавядаў інтэр’еру сялянскай хаты.

Найважнейшай часткай адзення былі сарочкі. Сарочкі, якія насіліся ў любым узросце шыліся ў ручную.каля каўняра тканіна прызбіралася і абляпляла шыю. Завязваліся сарочкі чырвонай стужкай, альбо зашпільваліся на гузік. А якая прыгожая вышаўка была на сарочках. По плячавых устаўках палікі, паверху рукава падпалішнікі, па нізу рукава каўнярушнікі.

Асаблівым шыкам лічыліся брынды, або моршчанне.

А спадніцы. Па верху спадніцы рабілася моршчанне і складкі. Чым мяльчэй і чым больш іх было, тым спадніца лічылася прыгажэй. Да спадніцы абавязкова прымацоўваўся гарсэт, або кабат. Аднатонны кабат упрыгожваўся галёнамі

Вялікай увагі заслугоўваюць галаўныя ўборы. Замужняй кабеце не дазвалялася паказвацца на людзях з непакрытай галавой, адсюль і вяліся колькасць і разнастайнасць галаўных убораў. Нашы бабулі насілі хусткі трох відаў: намітка, парыська, прохараўка, а таксама чапец, які шыўся з астаткаў хусткі. Манера павязваць хусткі несла пэўную інфармацыю аб статусе жанчыны.

Жаноча касцюм нашай мясцовасці захоўваецца ў інстытуце этнаграфіі Нацыянальнай акадэміі навук і зацверджаны як Горы-Горацкі строй у адзенні.

Мужчынскі кут этнаграфічнай экспазіцыі.

У той час, калі жанчына клапацілася аб адзенні для сям’і, мужчына рыхтаваў прылады працы. Самай галоўнай у вёсцы была праца каваля і слесара. Каваль набіў прылады працы з жалеза: наканечнікі, сашнікі, нажы і іншыя рэчы.

Больш складанай была праца слесара. Ён рабіў рэчы з жалеза, толькі драбнейшыя і цяжэйшыя ў выкананні. У экспазіцыі вы бачыце замкі рознай ступені складанасці: вялікі – на амбар, або іншыя каспадарчыя будынкі. Сярэдніх памераў замок – на хату, а мадымі замкамі зачыняліся куфар, ці іншыя вырабы невялікіх памераў.

Важным для быту быў посуд. Рабілі яго з гліны. Пакуль пасудзіны былі сырымі, на іх наносілі арнамент.

Аб хлебе таксама трэба было падумаць. Рыхтавала яго жанчына, а вось жорны рабіў мужчына. Без мукі хлеба не зробіш. Жорны – прылада працы, якая дазваляла перацерці збожжа ў муку

Цяжкай была праца нашых продкаў, бо крамы, дзе можна ўсё набыць, не было. Прыходзілася ўсё рабіць самаму.