Родителям

Весенние палы опасны

Весна – время для наведения порядка на земле, в городе и сельской местности на дворовых и приусадебных территориях. Этот период характеризуется как пожароопасный: в результате палов травы и сжигания бытового мусора сгорают дома и хозяйственные постройки, страдает экология, гибнут люди. Масштаб данной проблемы осознают, к сожалению, далеко не все. Беспечным отношением к требованиям пожарной безопасности люди подвергают опасности не только себя, но и проживающих рядом.

И хотя в Беларуси  выжигание сухой растительности запрещено законом (в соответствии со ст. 15.57 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за выжигание сухой растительности, трав на корню, а также стерни и пожнивных остатков на полях либо за непринятие мер по ликвидации палов — наложение штрафа от 10 до 40 базовых величин, а ст.15.58 за разжигание костров в запрещенных местах предусмотрено предупреждение или наложение штрафа до 12 базовых величин), желание избавиться с помощью зажженной спички от мусора  и сухой травы у наших граждан не пропадает.

Практически каждый год весенние палы приводят к несчастным случаям – возгораниям жилых домов, хозяйственных построек, травмированию и гибели людей.

Зачастую поджигая мусор возле дома и даже неотлучно следя за горением, огню все же удается вырваться из под контроля, и по сухой растительности быстро добрался до соседских участков. Пенсионеры же вступая в схватку с огнем, к сожалению, становятся его жертвами, силы оказываются неравными.

Весенние палы ежегодно наносят серьезный урон и окружающей среде. В результате таких действий нарушается естественный  природный баланс, кроме этого палы могут привести к масштабным пожарам в лесах и на торфяниках. Огонь губит зверей и пресмыкающихся, уничтожает кладки и места гнездования птиц, обедняет видовой состав луговой растительности. В местах, где прошли палы, уже не будет прежнего разнотравья, освободившуюся территорию захватят сорняки.

Но не только траву не стоит сжигать во время весенней уборки. Нельзя сжигать изделия из пластика (они выделяют диоксины), а также окрашенные куски дерева (в большинстве красок содержался свинец), резиновые изделия,  старую мебель. Следует помнить, что при горении все эти материалы выделяют опасные для здоровья вещества.

Тем же, кто любит отдыхать на природе, не лишним будет напомнить:

не оставляйте в местах отдыха непотушенные костры, спички, окурки, стеклянные бутылки (на солнце они работают как увеличительные стекла, фокусируют солнечный свет и поджигают траву, мох и т.д.);

не проходите мимо горящей травы, при невозможности потушить пожар своими силами, сообщайте о возгораниях в дежурную службу МЧС по тел. «101», «112».

В соответствии с действующими правилами пожарной безопасности Республики Беларусь, на территории дачного кооператива, садоводческого товарищества, приусадебной территории жилого дома допускается контролируемое разведение костров, размещение специальных приспособлений для размещения горящего угля (мангала, барбекю, гриля и аналогичных) (далее- специальных приспособлений для приготовления пищи) при условии:

-принятия мер по нераспространению горения за пределы площадки;

— постоянного контроля за процессом горения и обеспечения средствами тушения (огнетушитель, емкость с водой, лопата и т.д.). После окончания приготовления пищи горящие материалы должны быть потушены до полного прекращения тления;

-размещения костров на расстоянии не менее: 10 м. от зданий (сооружений), 20 м. от лесных массивов, 30 м. от скирд сена и соломы;

-размещение специальных приспособлений для приготовления пищи на расстоянии не менее 4 м. от зданий (сооружений).

Помните: ВАША БЕЗОПАСНОСТЬ В ВАШИХ РУКАХ!

 

АПИ спасает жизни

 Для того, чтобы обезопасить свое жилье от пожаров, помимо строгого соблюдения правил пожарной безопасности, в каждой жилой комнате  необходимо установить автономный пожарный извещатель (далее АПИ). АПИ срабатывая на дым, начинает подавать мощный звуковой сигнал. Обнаружение пожара на ранней стадии позволяет спасти не только жизнь, но и снизить возможный ущерб, а в некоторых случаях и вовсе свести его к минимуму. Только в прошлом 2016 году в республике благодаря АПИ спасено 127 человек, из них 24 ребенка. В Могилевской области сработка АПИ предотвратила гибель и травматизм 23 человек,  в том числе 3 детей.

27 декабря 2016 г. ближе к вечеру 57-летний житель д. Тудорово Шкловского района прилег отдохнуть и заснул. Однако громкий звук сработавшего на задымление автономного пожарного извещателя разбудил мужчину. В соседней комнате уже хозяйничал огонь, дым полностью заполнил дом. Счет шел на секунды. Мужчина, пригнувшись к полу, эвакуировался на улицу. Соседи вызвали спасателей. К сожалению, дом спасти было уже невозможно: уничтожена кровля, перекрытие и имущество в доме, повреждены стены. К слову, автономный пожарный извещатель спасенный приобрел в 2016 году — как оказалось не зря…

И в этом году спасительная статистика уже открыта.

Настоящим героем оказалась маленькая хрупкая девочка,  когда в ее доме в д. Вендорож Могилевского района произошла чрезвычайная ситуация.  9 февраля 2017 г. вечером Воднева Алина находилась в доме вместе с маленьким 3-летним братишкой (папа ушел в магазин). Внезапно в доме запахло дымом, сработал автономный пожарный извещатель. Алина быстро нашла источник возгорания — на печи тлело одеяло. Отважная девочка действовала оперативно и грамотно: потеплее  одела братика, и вместе они эвакуировалась на улицу. И очень вовремя: загорелась кровля.  Огонь моментально превратил уютный теплый дом в непригодное для жилья строение. Повреждено 50 кв.м. кровли, 15 кв.м. перекрытия, имущество в доме. Погорельцев приютят соседи.  Юная спасательница — ученица 2-го класса государственного учреждения образования «Вендорожский учебно-педагогический комплекс детский сад — средняя школа».

Важно правильно выбрать место установки автономного пожарного извещателя. Оптимальная точка — в центральной части потолка с небольшим смещением в сторону окна или двери, где происходит движение воздушных потоков. Чтобы проверить работоспособность АПИ, нажмите на кнопку и немного подержите. Батарейки хватит, примерно на год.  Если заряд закончится, АПИ начнет выдавать кратковременные звуки. Если начинает «пикать», снимите его и замените батарейку, которая продается в любом хозяйственном магазине.

 КРИТЕРИИ ДИАГНОСТИКИ ИНТЕРНЕТЗАВИСИМОСТИ

Должно настораживать и вызывать подозрение в патологическом увлечении, если ребенок примерно через полгода со дня знакомства с компьютером имеет следующие поведенческие признаки:

  1. Появление чувства радости, эйфории при контакте с компьютером, а также в предвкушении контакта.
  2. Отсутствие контроля над временем взаимодействия с компьютером, потеря чувства времени.
  3. Многочасовое пребывание за компьютером, в основном за одной и той же программой, нередко допоздна.
  4. Возникновение чувства раздражения, гневливости либо угнетения, пустоты, депрессии при отсутствии контакта с компьютер
  5. Постепенное ухудшение успеваемости, регулярные пропуски занятий, учебное время проводится в компьютерном клубе или за компьютером.
  6. Заметно уменьшается общение с друзьями, прежние увлечения теряют свою привлекательность, появляется равнодушие к тому, что раньше волновало, все чаще темой разговоров становятся компьютерные игры, технологии усовершенствования работы компьютера
  7. Попытка запретить пользоваться компьютером дома приводит к конфликтам; ребенок начинает где-то пропадать до поздней ночи, может возвращаться домой под утро.
  8. Увеличивается количество денег, требуемых на карманные расходы. При этом из дома периодически пропадают деньги.
  9. Меняется круг знакомств, в основном это теперь приятели из компьютерного клуба.
  1. После наказаний с легкостью даются обещания «исправился», то есть прекратить посещать клуб, красть деньги и т. п.
  2. Появляется капризность, эгоистичность, раздражительность, порой доходящая до плохо контролируемой агрессии.
  3. Использование компьютера для снятия внутреннего напряжения, тревоги, депрессии, то есть вообще для улучшения настроения.
  4. Нарушается сон, ухудшаются внимание и память.
  5. Снижается острота зрения, возможно появление искривлений позвоночника.

«Безопасный» интернет: как уберечь детей от его ловушек

 

  1. Интернет, его угрозы и правила безопасности
  2. Группы смерти в интернете
  3. Мотивы включения детей в игры смерти
  4. Профилактика интернет-рисков

 

  1. Интернет, его угрозы и правила безопасности

Нам, взрослым интернет-пользователям, сеть нужна в первую очередь для работы, но, помимо этого, мы используем интернет в соответствии со своими интересами, вкусами и пристрастиями. Мы знаем, что при желании можем найти там практически все. А что предпочитают делать и что ищут в сети наши дети?  Чем они старше, тем определеннее их интересы и потребности, и нередко они владеют техникой поиска в интернете гораздо лучше своих родителей. Доступность сети, высокая пользовательская компетентность в сочетании с рисками интернет-среды и отсутствием достаточного жизненного опыта превращают подростков в группу риска по использованию информационно-коммуникационных технологий. И в первую очередь это связано с использованием глобальной сети.

Как известно, любая деятельность направлена на удовлетворение потребностей. Спектр базовых потребностей современного подростка достаточно широк. Помимо жизненно необходимых (физиологических и безопасности), среди них важное место занимают социальные потребности (общения, любви, признания, самоутверждения) и потребности, связанные с развитием личности (познания, понимания, самореализации).

Используя широкие возможности интернета, подростки могут удовлетворять большую часть своих запросов. Причем с помощью сети это иногда можно сделать гораздо быстрее, чем в реальной жизни. Кроме того, в интернете подросток может действовать независимо от родителей или кого-либо другого. Здесь в полной мере реализуется одна из ведущих социальных потребностей этого возраста — в самостоятельности и автономии.

Какие нужды подростки удовлетворяют с помощью интернета? На основе анкетирования нескольких тысяч учащихся исследователями выделены 7 типов подростков — пользователей интернета: «любознательные», «бунтари», «игроки», «тусовщики», «потребители», «ботаники», «деловые». Первые четыре типа — самые распространенные среди школьников.

Виртуальная реальность, как и любое пространство, обладает своими плюсами и  минусами. Существование кибер-опасностей так же  неоспоримо,  как польза и удовольствие от  использования Интернет-ресурсов. За безопасностью пользователей следят как государственные структуры, так и сотрудники Интернет сервисов. Тем не менее, ежедневно появляются новые жертвы, чаще всего пострадавшие от собственной неосведомленности.

Основные опасности сети Интернет: порнография, детская порнография, нарушение авторского права, пропаганда экстремизма и наркотиков, суицидов, нецензурные тексты, вирусы, трояны, нежелательная почта (Спам), онлайн мошенничества, незаконный контакт, киберпреследование (угрозы, сексуальные домогательства с использованием информационных технологий).

Существуют правила безопасности в Интернете, которые нужно знать и выполнять (Приложение 1).

 

  1. Группы смерти в интернете

За последнее время в соцсетях («ВКонтакте») усилилась активность групп, где школьников вовлекают в игру вокруг самоубийства. Для этого используются специально созданные группы, а также особые хэштеги — «куратор», увидев их на страничке ребенка, связывается с ним. «Куратор» дает школьнику инструкции: что нужно делать, чтобы присоединиться к смертельной игре. Участники этих «групп смерти» ассоциируют себя с китами — высокоразвитыми животными, которые  якобы осознанно  совершают массовые самоубийства, выбрасываясь на берег. Способность на самоубийство привязывается к внутренней свободе. Картина издыхающих китов некрасива, и поэтому в сообществах эти «свободные» киты летают. Из групп смерти поклонники «моря китов» и «тихих домов» репостят (пересылают друг другу) видео и графику с летающими китами под медитативные звуки. Детям предлагают пройти экзамен — повредить себя, а потом предоставить фото и видео этого для вхождения в группу. Несколько сотен детей откликнулись и уже ждут на своих страничках куратора со стихами, подобными этому (орфография и пунктуация сохранены):

Синей дом, что стоит на волнах

Синей кит, что плывет в облаках

Забирай меня кит к себе

Я жду инструкций. Я в игре

#синий_кит

Это одновременно согласие на игру, призыв куратора и сигнал тревоги  для родителей. Куратор должен оценить аккаунт и выйти на связь.  Дальше — игра со смертельным исходом. Дети в социальных сетях пробуют запросить себе куратора через специальные сообщения. И куратор начинает опрашивать их на предмет серьезности принятого решения. Начинается игра. В 4.20 каждое утро ребенок просыпается за очередным заданием для его выполнения по нарастающей. Где-то посередине детям начинают давать интимные задания, чтобы жертва не могла соскочить, боясь шантажа, — ведь к этому времени кураторы знают, где она живет и как ее найти. Об этом сообщают ребенку и этим его шантажируют – если ты не дойдешь до конца игры пострадает твоя семья, мы знаем где ты живешь.

Примерный список заданий на каждый день

С 1 по 29 день. На руке лезвием вырезать f57. Проснуться в 4.20 и смотреть страшные видео. Порезать вдоль вен руку (не глубоко). Только три пореза. Нарисовать кита на листочке. Если ты готов стать китом — пишешь на ноге лезвием «да». Если нет, то делаешь со своей рукой всё, что хочешь (много порезов и так далее). Задание с шифром, как квест. Выцарапать f40. Написать в статусе #я кит. Должен перебороть свой страх. Встать в 4.20 и пойти на крышу. Надо выцарапать на руке кита или нарисовать. Целый день смотреть страшные видео. Слушать музыку, которую они тебе присылают. Порезать губу. Тыкать руку иголкой. Сделать себе больно. Пойти на самую большую крышу и стоять на краю. Залезть на мост. Залезть на кран. Проверка на доверие. Надо по скайпу поговорить с китом. Сидеть вниз ногами на краю крыши. Снова задания с шифром. Секретное задание. Встретиться с китом. Тебе говорят дату смерти, и ты должен смириться. В 4.20 пойти на рельсы. Ни с кем не общаться. Дать клятву, что ты кит.

С 30-го по 49-й день игры каждый день просыпаешься, смотришь видео, слушаешь музыку и каждый день делаешь по новому порезу на руке, разговариваешь с китом. На 50-й день поступает задание совершить самоубийство.

Вступив в группы «китов», дети попадают под влияние злоумышленников — кураторов, которые начинают с ними смертельную игру. Суициды романтизируют, окружают ореолом таинственности. Школьникам предлагают задания, загадки, отмечая, что к этой игре могут присоединиться только избранные, лучшие, смелые. Попутно ребенку внушают, что в суициде нет ничего плохого. Чаще всего игры происходят рано утром, пока родители еще спят. Ребенок просыпается в 4.20 утра и до 6.00 выполняет задания. Из-за недостатка сна слабеет воля. Чтобы понять, что ребенок на всё  готов, кураторы дают жесткие задания — например, вырезать на руке или ноге изображение кита или название группы.

Психологический механизм воздействия данных заданий состоит в подавлении воли ребенка, подчинении его куратору. Задание на просыпание в 4.20 — это депривация сна (деприва́ция сна — недостаток или полное отсутствие удовлетворения потребности в сне, может возникнуть как результат расстройств сна, осознанного выбора или принудительно, при пытках и допросах). Ребенок не выспался, смотрит страшные ролики, это пугает, стресс физиологический накладывается на стресс от увиденного, подавляется защита.

Задания с требованием нанести себе порезы или сделать рисунок кита — это акт принятия в сообщество и обет послушания жертвы. Если ребенок этого не сделает, то его отвергнут. Он уже отвержен родителями, как ему кажется, и он боится снова оказаться ненужным. Жертва должна доказать свою покорность, куратор отбраковывает ненужных. Социальный инстинкт заставляет ребенка соответствовать критериям сообщества.

Задания «Пойти на крышу и стоять на краю» —  это не борьба со страхом, как говорит ребенку куратор, это демонстрация покорности ему.

Задание «весь день смотреть страшные видео» — направлено на снижение чувствительности к неприятным картинкам и снимает барьеры восприятия.

Задание «слушать присылаемую куратором музыку» — это «медитативная»  музыка,  тут и ореол тайны, и продолжение подчинения воле куратора. Происходит  отъем индивидуальности, подавление воли ребенка. Причинение боли, вопросы интимного характера, шантаж — это тоже проверка на доверие, то есть манипуляция и подавление. Итог — дата смерти и смирение с ней. Ребенок уже готов. Все задания повторяются по многу  раз и дублируются. Повторение и повторение — вот что нужно манипулятору. И все задания обязательно с нарушением сна.

Сегодня механизм вовлечения подростков автоматизирован и работает круглосуточно, как конвейер. В сутки в соцсети «ВКонтакте» появляется от 1 тыс. до 3 тыс. стихотворных постов, и 90% из них опубликованы роботами. Чтобы тема детских смертей  оставалась в информационном пространстве, заказчику требуется немало денег (цена интернет-бота для постинга стихов или ответа на комментарии к ним, цена аккаунтов, покупка компьютера или смартфона, SIM-карт, оборудования интернет-соединения, услуг и техники для скрытия своих следов, оплата работы кураторов).

Всё происходящее — часть большой гибридной информационно-психологической войны. Это проплаченная акция, целью которой является отработка информационных атак на конкретную группу пользователей, в данном случае — на подростков, целью которой является рост подростковой смертности в русскоговорящих странах.

 

  1. Мотивы включения детей в игры смерти

Разработчики данных игр хорошо знают и учитывают психологию ребенка.

Нужно отметить, что в период с 11 до 17 лет психика у подростка крайне нестабильна, что выражается в скачках настроения, в недовольстве собой, окружающим миром и людьми. Это порождает внутренние конфликты и очень опасно, когда ребенок остаётся наедине со своими мыслями, а родные и друзья не хотят его услышать.

У подростка происходят не только психологические изменения, но и физиологические. Например, проявляются высыпания на лице, чрезмерная полнота или худоба, ребёнок просто не знает, как владеть собой и своим телом. Плюс в этом возрасте у подростка возникает первая влюблённость и появляются проблемы с противоположным полом. Он пытается разобраться в себе и черпает информацию из Интернета. А там не все белые и пушистые.

К попытке суицида могут привести проблемы с учебой; проблемы в отношениях с одноклассниками, в  каждом классе есть свой козёл отпущения.

Причиной вовлечения в группы смерти может быть и  социальное расслоение — существует очень много вещей, которые хочется иметь подростку и которые есть у его одноклассников. Это очень обидно и вызывает у подростка лишь чувство ненависти.

Иногда дети вовсе не желают умирать, они попросту хотят с помощью намёков на суицид привлечь внимание взрослых.

Ощущения ненужности и одиночества при отсутствии должного психологического контакта между родителями и детьми, невозможностью обсудить проблемы ребенка и получить от родителей психологическую поддержку и защиту, могут спровоцировать детей к необдуманным поступкам.

Много опасных поступков дети совершают ради рейтинга, количества подписчиков в Интернете как способ получить признание и самоутвердиться. Пробегая перед машиной, подросток приобретает уважение у друзей, они считают его смелым. Это не попытка суицида. Действуя подобным образом, ребята не предполагают, что все может закончиться травмами или даже смертью. В этом возрасте они не склонны думать о последствиях, они живут эмоционально.

Дети и подростки любят играть, особенно, если это занятие сопровождается острыми ощущениями. Из-за нехватки любви в семье дети начинают искать заряд эмоций в группах смерти в социальных сетях. Попадая туда, юные интернет-пользователи видят только положительную сторону – он в команде, он кому-то нужен (даже в 4.20 утра), он выполняет различные задания. Подобные игры похожи на квесты (поэтапные действия по заданным инструкциям с поиском подсказок), которые очень популярны среди молодежи. Они дают подросткам эмоции, неважно —  положительные или отрицательные, они заряжают ребенка.

Обычно заложниками игр смерти становятся ребята из эмоционально неблагополучных семей. Это не обязательно пьющие или ведущие асоциальный образ жизни родители. Мама и папа могут быть с виду нормальными, но депрессивными или холодными по отношению к своему ребенку, невнимательными к его состоянию, авторитарными, вечно занятыми своими делами и откупающимися от детей подарками. А подросток осознает себя как личность, он хочет понимания, любви как к личности со стороны значимых для него людей. Если любви нет, то он трактует это иначе, чем мы, взрослые. Он делает вывод — я плохой. Он не может понять, что родители заняты и им не до него. Он не нужен — значит плохой. Что-то в нем не так.  И ищет понимания на стороне.  Ребенок начинает искать кого-то, кто его поймет. Если в этот момент он найдет «группу смерти», где его примут, а еще и посвятят в тайну… А ведь самая большая тайна — это смерть. Никто подростку сразу не будет говорить о суициде, даже «попытаются отговорить», если он сам заведет об этом разговор.

Ребенок, вступающий в такие игры, не понимает, что это путь в один конец, что возврата не будет, потому что он —  ребенок! Это человек, который не способен оценивать свои поступки и нести за них ответственность. Ребенок не понимает этой игры, его легко обмануть. Ему достаточно «дать согласие», а дальше идет отбор. От куратора зависит, доведет ли он подростка до конца. А «группа смерти» создаст «ореол героя», дошедшего до конца и не струсившего.

Многими детьми, вступающими в игру, движет любопытство и тайна.

Следовательно, причина подростковых суицидов не в том, что кто-то в Интернете нашептал убить себя — это как раз следствие. Подросткам, которые попадают в группы смерти, не хватает внимания и признания в повседневной жизни. Все это способна дать семья – все в руках мам и пап, бабушек и дедушек. Надо ценить времяпрепровождение с теми, кого любим. Родители зачастую работают допоздна или вообще на двух работах, а когда приходят домой — у них не хватает ни сил, ни времени, чтобы заниматься ребенком, нормально с ним пообщаться. Дети, и подростки в особенности, переживают это очень тяжело. Важно признание значимых сверстников, самореализация в деятельности, хобби, привязанности (спорт, животные…).

 

  1. Профилактика интернет-рисков

Судя по масштабам происходящего, бороться с создателями подростковых суицидальных групп  надо на государственном уровне.  Сегодня в России созданы войска информационных операций, о чем в конце февраля заявил министр обороны С. Шойгу. В ряде стран структуры, подобные войскам информационных операций, уже существуют. Эти структуры работают,  в том числе,  и с популярными интернет-ресурсами, и социальными сетями. Компетентные органы нашей страны также участвуют в решении данной проблемы. По мнению специалистов, эта работа находится в компетенции МВД, в Уголовном кодексе есть статья  «Доведение до самоубийства» (ст. 146 ч.2).  Уже возбуждены уголовные дела по данной статье и в России и в нашей стране. Регулярно проводится мониторинг содержания социальных сетей и выявляются террористические, экстремистские и суицидальные сообщества. Более 10 тыс.  сообществ и сайтов, распространявших информацию о самоубийствах, заблокировано в сети с 2012 года.

К борьбе с суицидами подключилась администрация социальной сети «ВКонтакте». Поиск по суицидальным хэштегам больше не возможен. На месте заблокированных сайтов  теперь показывают ссылку на страницу бесплатной психологической помощи. В СМИ появилась информация, что Facebook будет вычислять  склонных к самоубийству пользователей с помощью искусственного интеллекта.

Создаются и действуют разного рода общественные организации: сообщества родителей, «Лига безопасного Интернета», «Антикит», «Крибрум»,  волонтерские группы, которые выявляют и блокируют соответствующие группы в интернете и проводят собственные акции «Я выбираю жизнь!».

Помимо проведения профилактических мероприятий на государственном уровне, проводится работа в учреждениях образования: дети активно вовлекаются в занятия спортом, художественной деятельностью, в кружки и факультативы как в школе, так и в учреждениях дополнительного образования; специалисты СППС учреждений образования осуществляют мониторинг социального статуса учащихся в классе, отношений в семье, занятости учащихся во внеурочное время, проводят психологическое просвещение и консультирование учащихся и их родителей, организуют досуговую деятельности.

Более важным в решении данной проблемы, по мнению специалистов, является система ценностей личности, вера, убеждения человека, которые необходимо целенаправленно формировать. Если нет традиционных ценностей, будут формироваться суррогатные. Например, при покорении Америки индейцам давали стеклянные бусы в обмен на золото. Они не понимали ценностей, и их обманывали. То же происходит с детьми, которым внушают  деструктивные суррогаты. Духовно-нравственное воспитание личности школьников, осуществляемое учреждениями образования, религиозными конфессиями и, прежде всего, родителями, является условием устойчивости личности ребенка в различных жизненных ситуациях.

Чтобы предотвратить попадание подростка в опасные игры, родителям нужно внимательно следить за ним. При наличии проблем  ребенок начинает проявлять пассивную агрессию, замыкается в себе.  Если родители не занимаются своим ребенком, то они не смогут ему помочь. Необходимо совместное времяпрепровождение, знание интересов ребенка. У него не должно быть свободного времени. Мозг ребенка умеет только учиться, и задача родителей —  учить.

Родителям необходимо самостоятельно проводить профилактическую работу со своими детьми. Родители должны смотреть за поведением ребенка, особенно в подростковом возрасте. Ваше внимание – залог безопасности вашего ребенка. Если он начинает хлопать дверью, портить мебель, повышать голос на родителей, пинать животных — это уже повод задуматься и начать действовать. Научите детей сообщать вам о своих планах на день, не разговаривать с незнакомцами, оставлять вам номера телефонов своих друзей, сообщать вам о чувстве тревоги, не гулять в безлюдных местах, освойте вместе с ребенком правила безопасного поведения в интернете, посмотрите вместе с детьми видеоролики, которые они смотрят, послушайте песни, которые звучат в их наушниках.

Чаще проводите с ними свое время, корректно проводите осмотры тела, тетрадок в поиске рисунков, статус ребенка в интернете, фотографии на телефоне возле опасных объектов (крыши, мосты, железнодорожные пути).

Корректно проверяйте смс-сообщения и переписку вашего ребенка в интернете. При этом специалисты отмечают, что тотальный контроль — это не выход из ситуации. Если мама или папа начинают читать личные переписки ребенка в социальных сетях, то может пойти обратная реакция. Подросток перестает доверять, меняет пароли и еще больше отдаляется от семьи.

Родители должны знать симптомы включения ребенка в игру смерти: встает в нестандартное время, нарушения сна (кошмары, поверхностный сон), нарушение аппетита; на теле имеются порезы и синяки, изменяются поведенческие реакции: наблюдается заторможенность, рассеянность, тревожность, замкнутость, скрытность, стремление к одиночеству, фобии, стремление убежать или спрятаться, чувство вины и стыда, депрессия, ложь, вспышки гнева и агрессии, смена интересов, нежелание строить планы на будущее.

Если заметили, что-то из перечисленного — надо срочно выключить компьютер, отобрать смартфон, обратиться в правоохранительные органы, общественные  организации  и к психологам, спокойно поговорить с ребенком, сказать, что вы его любите и поддержите в любой ситуации; необходимо попытаться выяснить, почему его поведение изменилось, помня при этом, что его могут шантажировать причинением вреда родителям, если он сознается.

Самый лучший способ — это установить доверительные отношения с помощью разговоров и совместно проведенного времени на прогулках, при просмотре фильма или просто на домашнем чаепитии, в общей деятельности членов семьи. Ребенку нужно уделять  внимание — это может быть два раза в неделю по полчаса, но это время должно принадлежать только ему.Ведь нашим детям нужно не так уж много: чтобы их обнимали, выслушивали, хвалили и одобряли, проводили с ними время. И самое главное – чтобы их Любили!

Ни один родитель не хочет сделать плохо своему ребенку. В случае серьезных проблем обратитесь за помощью к специалистам!

 

Материалы подготовлены рабочей группой

управления образования Могилевского облисполкома

на основе публикаций в периодической печати

(газеты «Известия», «Советская Белоруссия»)

 

 

Типы подростков-пользователей интернета

 

Нам, взрослым интернет-пользователям, сеть нужна в первую очередь для работы, но, помимо этого, мы используем интернет в соответствии со своими интересами, вкусами и пристрастиями. Мы знаем, что при желании можем найти там практически все. А что предпочитают делать и что ищут в сети наши дети?

Чем они старше, тем определеннее их интересы и потребности, и нередко они владеют техникой поиска в интернете гораздо лучше своих родителей. Доступность сети, высокая пользовательская компетентность в сочетании с рисками интернет-среды и отсутствием достаточного жизненного опыта превращают подростков в группу риска по использованию информационно-коммуникационных технологий. И в первую очередь это связано с использованием глобальной сети.

Как известно, любая деятельность направлена на удовлетворение потребностей. Спектр базовых потребностей современного подростка достаточно широк. Помимо жизненно необходимых (физиологических и безопасности), среди них важное место занимают социальные потребности (общения, любви, признания) и потребности, связанные с развитием личности (познания, понимания, самореализации).

Используя широкие возможности интернета, подростки могут удовлетворять большую часть своих запросов. Причем с помощью сети это иногда можно сделать гораздо быстрее, чем в реальной жизни. Кроме того, в интернете подросток может действовать независимо от родителей или кого-либо другого. Здесь в полной мере реализуется одна из ведущих социальных потребностей этого возраста — в самостоятельности и автономии.

Какие нужды подростки удовлетворяют с помощью интернета? Нам помогли найти ответ на этот вопрос 4338 учеников 8-11 классов из 17 регионов России. Российские школьники отвечали на вопросы, чем обычно и как часто они занимаются в интернете, что такое интернет, какие сайты и интернет-ресурсы они посещают чаще всего, какие истории в интернете с ними случаются, а также называли 5 главных причин, почему они заходят в интернет или покидают его.

Анализируя полученные ответы с помощью качественных и количественных методов, мы выделили 7 типов подростков — пользователей интернета:

Первые четыре типа — самые распространенные среди российских школьников. Прочитав эту статью, можно не только понять, к какому типу относится ваш ребенок, но также узнать, с какими проблемами он, вероятнее всего, встретится в сети.

Любимые сайты:

www.youtube.com, www.yandex.ru, www.google.ru, www.wikipedia.ru

 

Для любознательных детей интернет — это средство для поиска информации.

Интернет — это:

  • «справочное бюро»
  • «информационная яма»
  • «неограниченные возможности поиска информации»
  • «свободное личное пространство, где можно найти много информации»
  • «очень удобное и увлекательное средство для поиска информации»
  • «это большой архив, в котором находится информация о необходимых, интересных тебе вещах».

 

Что любознательные делают в Сети?

  • «Смотрю смешное видео»
  • «Я в интернете смотрю погоду, новости» </LI
  • «Нахожу материал об автобусах, какие-то города, станицы»
  • «Узнаю о своем крае. Нахожу людей с моей фамилией и именем»
  • «Смотрю видео, люблю лазить в энциклопедиях»
  • «Смотрю результаты по спорту и еще скачиваю минуса для того, чтобы читать рэп»
  • «Просматриваю информацию о звездах, актерах»
  • «В интернете мне нравится заходить на сайты дорожных происшествий, смотрю фото пострадавших людей, а также дорогие машины»
  • «Качаю информацию об исторических личностях»
  • «Я увлекаюсь брейк-дансом и часто ищу сайты брейка и захожу туда»
  • «Сижу на сайтах создания музыки, Dj-сайтах, сайте моего будущего университета»
  • «Смотрю гороскоп, картинки, фотографии, читаю»

Интернет как неисчерпаемая сокровищница информации в современном обществе является основным инструментом для удовлетворения познавательной активности подростков. Любознательные характеризуются разносторонними интересами. В сети они узнают новости, ищут информацию по различным интересующим их темам, смотрят фильмы и видеоролики, слушают музыку. Поисковые возможности сети помогают расширить кругозор и представляют любознательным все разнообразие мира.

Любознательные — это дети эры поисковых систем, которые на наших глазах меняют мир. Для подростков этой категории главное — не знать, а уметь найти необходимую информацию. Таким образом, познавательная активность превращается в поисковую. Особенности этого процесса еще предстоит изучить психологам и педагогам. Но минус очевиден — вместо стремления «думать» и «учить» такой подросток предпочитает «искать». Кроме того, именно эта категория подростков-пользователей в наибольшей степени страдает информационной перегрузкой, которая приводит к серьезным стрессам.

Что любознательные ловят Сетью?

  • «Из-за того, что на моем домашнем компьютере в интернете часто открывали ссылки и сайты при поиске информации, на наш компьютер попал вирус, повредивший Windows»
  • «Загружается то, чего не ждешь»
  • «Да, большое любопытство не давало мне покинуть интернет, и в итоге пришел огромный счет за пользование интернетом»

Любопытство и поисковая активность пересиливают чувство осторожности, снижается способность критически оценивать достоверность информации. Именно любознательные бродяги по интернету больше всех недооценивают угрозы и опасности сети. Каждый шестой школьник, вошедший в эту группу, указал, что в интернете нет никаких опасностей. По сравнению со всеми другими типами подростков-пользователей любознательные — самые беспечные. Серфингуя в интернете, прыгая с сайта на сайт, любознательные находят самую разнообразную информацию, нередко забывают, с чего они начинали свой поиск, и могут оказаться в самых неожиданных и нередко опасных местах сети. Поэтому любознательные чаще других сталкиваются с нежелательной информацией и являются наиболее вероятными получателями всевозможных вирусов и спама.

 

Бунтари

 

Интернет для бунтарей — средство свободного самовыражения.

Интернет — это:

  • «место, где можно сделать все, что хочется»
  • «свободное и вольное пространство»
  • «интернет — это просто свобода!!!»

Что бунтари делают в Сети?

  • «Играю в запрещенные игры»
  • «Люблю чатиться и гамить и смотреть пэху! И еще гамю в L4D, люблю ломать сайты, такие как rambler, google and pentagon, сайт президента Грузии!»
  • «В чате развожу лохов и маюсь дурью»
  • «Читаю чужие смс»
  • «Пишу всякую ересь на форумах, обожаю флудить в чатах! Чуть не забыл, люблю взламывать

 

Деятельность бунтарей в большой степени направлена на удовлетворение потребности в автономии и самостоятельности. В процессе социализации эта потребность предполагает, в первую очередь, стремление к независимости от родителей. Компьютер и интернет в этом очень помогают подростку. Как правило, дети и подростки остаются один на один с монитором, по ту сторону которого — манящий виртуальный мир. Большинство родителей (70%) не препятствуют этому процессу и не ограничивают детей в использовании сети. Мы вместе с интернетом воспитываем в наших детях индивидуализм и свободу. И бунтари первыми усваивают эти уроки.

Что бунтари ловят Сетью?

  • «Я взломал запретный сайт, и пришлось заплатить»
  • «Моего друга развели на 2000 рублей с телефона, он хотел посмотреть порно, и ему сказали написать код, он написал 3 раза, и с него сняли 2000»
  • «Я играл в WoW, и на меня наругались матом! Я, конечно, ответил тем же, и получились неприятные разборки!»

Бунтари открыто признают, что очень часто посещают запрещенные родителями сайты. На этих манящих и неизведанных территориях сети их могут ждать не только неожиданные открытия и интересные новости, но и ненужные, обременяющие подростка сведения, а иногда и просто вредная информация. Бунтари не стесняются признаваться, что нередко используют интернет для неблаговидных целей: например, скачивают порнографию, вступают в конфликты с другими пользователями, взламывают закрытые сайты.

Подобная деятельность позволяет подростку ощутить свою самостоятельность, почувствовать себя ведущим во взаимодействии. Бунтари считают интернет свободным пространством, сами решают, что делать, а также удовлетворяют таким образом потребности в самореализации и признании. При этом у них возникает иллюзия вседозволенности и безнаказанности.

Бунтари больше, чем другие типы интернет-пользователей, представляют свои персональные данные в интернете, а также чаще встречаются с незнакомцами из сети в реальной жизни, подвергая себя опасности. Кроме того, перед ними стоит риск непонимания того, что нет разницы между преступлениями в сети и в реальности. Ощущение вседозволенности побуждает нарушать права человека, а иллюзия безнаказанности в виртуальном пространстве может оказаться ловушкой и иметь серьезные и неприятные последствия в реальной жизни — происходит девальвация нравственности.

 

Игроки

Любимые сайты:

www.game.ru, www.igromania.ru, www.wow.ru, www.carnage.ru

Для этой категории пользователей интернет, в первую очередь, — средство для игры или, как говорят сами подростки, «место, где можно играть».

Игра сопровождает развитие человека с раннего детства до вершин его самореализации. Игровая потребность напрямую связана с потребностями в признании и познании. Желание играть не уходит с детством. Игра востребована в любом возрасте. А в интернете можно поиграть во что угодно. Диапазон очень широк. Интернет — великий мистификатор: можно примерить любую роль, стать кем угодно и сыграть свою личную игру. А можно просто играть в игры, которые придуманы человечеством и которые за короткое время практически все закачаны в сеть. Кроме того, постоянно появляются новые формы и виды игр. Наиболее популярны сейчас многопользовательские ролевые онлайн-игры, в которых большое количество игроков может играть в режиме реального времени. Особое внимание здесь уделяется развитию героя, росту его умений и способностей. Действие в таких играх происходит в фантастических мирах с участием большого количества интересных персонажей, сюжетные линии могут развиваться в различных направлениях в зависимости от действий игрока. Эти игры могут объединять в себе элементы разных жанров, чем привлекают еще большее количество игроков. И одними из первых в них начинают играть подростки.

Что игроки ловят Сетью?

  • «Играл долго ночью и забыл поспать. Пришел в школу как обкуренный, вот и все»
  • «У моего друга появилась зависимость от интернета: он каждый день вместо того, чтобы погулять, сидит и играет через интернет в игры!»

Онлайн-игры требуют усидчивости, внимания и ловкости, способствуют развитию пространственного и стратегического мышления, а возможность и необходимость общения с другими игроками в многопользовательских онлайн-играх развивает коммуникативные навыки и удовлетворяет потребность в общении. Кроме того, игры способствуют достижению признания сверстниками: важно, во что ты играешь, на чем играешь и какого уровня достиг твой персонаж. Геймеры используют своих персонажей и для самореализации: ведь онлайн-игры позволяют не только выбирать, за кого играть, но также давать имя, изменять какие-то настройки, менять статус, совершенствоваться в экипировке, вооружении и повышать разные показатели (уровень, достижения, популярность), можно даже менять саму игру.

Любители игр следят за техническими новинками, хорошо разбираются в компьютерах и интернете. У них формируется определенный круг общения — с другими игроками, партнерами по игре, участниками специальных форумов. При этом они постепенно принимают на себя роль своего игрового персонажа.

Эти особенности онлайн-игр имеют свою негативную сторону, поскольку способны привести к проблеме идентичности: живя жизнью своего героя, игроки могут настолько включаться в виртуальную жизнь, что забывают о реальной. Уход от реальности и принятие роли считаются основными причинами привязанности к игре. Это может вызвать зависимость или выразиться в психологических нарушениях. Игроки проводят перед экраном монитора много часов в день. Это сказывается на их здоровье и психическом состоянии: появляются бессонница, раздражительность, невнимательность, повышенная утомляемость. Общаясь от лица своего персонажа с другими, игроки начинают хуже распознавать реальные человеческие эмоции.

Увлечение онлайн-играми может наносить и материальный ущерб: многие из них требуют финансовых вложений, которые в итоге могут вылиться в большую сумму.

 

Тусовщики

Любимые сайты:

www.vkontakte.ru, www.odnoklassniki.ru, www.liveinternet.ru, www.bestchat.ru, www.moikrug.ru

Для тусовщиков интернет — это место поиска друзей и средство общения.

Интернет — это:

  • «место, где можно пообщаться с друзьями»
  • «средство связи, …свободное общение»
  • «общаешься с теми же людьми, которых не можешь видеть чаще»
  • «глобальная сеть, где ищут друзей»
  • «возможность общения с людьми из разных уголков планеты»

Тусовщики используют интернет для удовлетворения социальной потребности в общении, в принадлежности к группе по интересам, в любви и признании. С этой целью они ведут блоги, общаются с друзьями в ICQ, через Skype, в социальных сетях, в чатах и на форумах. С помощью всего этого они строят отношения, обсуждают планы и встречи, получают признание и самореализуются. Через форумы и чаты у подростков появляется возможность высказать свое мнение о наболевшем или просто принять участие в обсуждении какого-либо вопроса. Подростку проще выразить свою индивидуальность в интернете, чем в жизни.

Что тусовщики делают в Сети?

  • «Общаюсь с разными людьми, обмениваюсь советами по производству разных предметов и веществ. Также обсуждаю на форумах политику и финансы»
  • «Набиваю посты в форумах»
  • «Общение, поиск друзей, родственников и многое другое»
  • «Я болтаю с парнями, страдаю фигней и просто ЖИВУ!»
  • «Общаюсь с друзьями и решаю свои различные проблемы»
  • «Я практически живу в Интернете. У меня много друзей из других городов… Жалко, что нельзя в школе пользоваться чатами и другими сайтами общения…»
  • «Просто переписываюсь с друзьями»
  • «Сижу «Вконтакте», в «Агенте» и еще много чего разного умею»
  • «Смотрю сайты, общаюсь «Вконтакте», узнаю новости мира, общаюсь с разными людьми»
  • «Ищу свою любовь»
  • «Знакомлюсь в интернет-знакомствах»
  • «Я ищу новых друзей, узнаю, кто учится в моей школе, и знакомлюсь с ними»

Главная цель, с которой тусовщики приходят в сеть, — это найти друзей и поддерживать с ними контакты. Поэтому их основное местонахождение в интернете — социальные сети, где они создают свои сообщества по интересам и имеют возможность общаться с определенным кругом людей. Подростки, имеющие трудности в общении, в сети гораздо легче находят себе друзей и единомышленников. Девочки через сеть стараются укрепить уже существующие отношения, в то время как мальчики более активно заводят новых друзей и флиртуют.

В социальных сетях тусовщики часто не просто ведут активный образ жизни — они производят контент: создают свои странички или собственные профили, загружают разнообразную информацию, пытаются выразить себя через различные мультимедийные функции: аватары, стену, граффити, фото, видео. Большинство тусовщиков (80%) ведут блоги на том или ином социальном сервисе. Среди блогеров гораздо больше девушек, особенно из старших классов.

Чрезмерная увлеченность общением через интернет приводит к возникновению многих проблем. Во-первых, у заядлых интернет-тусовщиков недостаточно развиваются навыки взаимодействия и способность выстраивать межличностные связи в реальной жизни. Без привычных смайликов распознавать эмоции реальных собеседников для них гораздо сложнее. Происходит вытеснение и ограничение традиционных форм общения. Во-вторых, они стремительно заводят друзей, которые попадают в соответствующий список, хотя на самом деле это всего лишь мимолетные контакты. Больше 200 друзей в ЖЖ или «Вконтакте» — мыслимо ли это в реальной жизни? А некоторые опрошенные нами подростки-тусовщики с гордостью говорят о четырехстах-пятистах друзьях! Когда подросток имеет несколько сотен друзей, он без особого трепета будет относиться к размолвке с другом и вряд ли станет сопереживать ему. Вообще, слово «друг» в социальных сетях не вполне соотносится с привычным для нас понятием. Дружба, которая всегда связана с доверием и требует ежедневных усилий и испытаний, теряет свою глубокую человеческую суть.

Что тусовщики ловят Сетью?

  • «Мне 14 лет, я хотела познакомиться с парнем моего возраста или чуть старше. Мы познакомились на форуме, общались, а потом решили встретиться. На встречу пришел совсем другой человек, он был старше меня, ему было, наверное, лет 50»
  • «Ссоры с друзьями!»
  • «При общении в чате задают непристойные вопросы, делают непристойные предложения»
  • «Моя подруга познакомилась в чате по интернету, они встретились и избили друг друга»
  • «Предлагали заняться эротикой»

Особенности общения в сети ведут и к сложностям в формировании идентичности. Прикрываясь никами и аватарками, общаясь одновременно с большим количеством людей, подросток рискует не справиться с поиском своего собственного «я». У тусовщиков выше, чем у других типов, вероятность «застревания» на стадии диффузной идентичности — неопределенного, смутного, неустойчивого представления о самом себе. Это может удлинить время самоопределения подростка, растянуть так называемый мораторий идентичности — кризисный период между юностью и взрослостью, когда происходят сложные процессы обретения взрослой индивидуальности.

Кроме того, подростки, вошедшие в эту группу, чаще, чем другие, в силу высокой интенсивности общения сталкиваются с различными угрозами, особенно с вымогательством, агрессией и сексуальными домогательствами. Они подвержены риску случайных знакомств и чаще делятся своей личной информацией, таким образом становясь потенциальными жертвами различного рода мошенников и преступников. Не случайно, по данным нашего исследования, больше половины школьников, вошедших в группу тусовщиков, предпочитают встречаться с интернет-знакомыми и в реальной жизни

Потребители

Любимые сайты:

www.zaycev.net, www.t-file.ru, www.torrents.ru, www.rapidshare.com, www.depositfiles.com

Современная сеть — одна из школ подготовки будущих граждан общества потребления. Для потребителей интернет — это большой магазин.

Интернет — это:

  • «место, где можно найти нужное для себя»
  • «где можно много скачать»
  • «средство обмена информацией и файлами»
  • «большая дыра, где можно найти все — от картинки до схемы ядерной бомбы»

 

Что потребители делают в сети?

  • «Скачиваю картинки»
  • «Я качаю новинки, фильмы, музыку, клипы»
  • «Скачиваю книги»
  • «Скачиваю игры на компьютер»
  • «Качаю дополнения к играм»
  • «Получаю разные файлы»
  • «Заказываю вещи через интернет-магазин»
  • «Качаю фильмы, программы, обеспечивающие безопасность моего компьютера, антивирусные программы, заказываю одежду»
  • «Смотрю для себя интересные программы, покупаю через интернет вещи (на заказ)»

 

Интернет удовлетворяет их потребность в обладании, а значит, в признании, познании и принадлежности. Для подростка важно обладать информацией и множеством знаковых вещей и продуктов, которые объединяют его со сверстниками: слушать одну музыку, смотреть одно и то же видео, иметь те или иные вещи, использовать какую-нибудь программу, знать, что и где можно найти.

Потребители скачивают из интернета программы, фотографии, аудио и видеозаписи, делают покупки в интернет-магазинах.

Подростки-потребители учатся ориентироваться в большом потоке информации и в условиях большого выбора. Они привыкают сравнивать, выбирать. Интернет-потребители более информированы и искушены, более рациональны и приземлены в постановке своих целей. Не случайно данные нашего исследования показывают, что потребители менее всех других типов подвержены интернет-зависимости.

Что потребители ловят Сетью?

  • «Однажды при скачивании программы N в компьютер попали вирусы, и сама программа оказалась порнографического характера, а не такой, как описывалась»
  • «Заказала сумку, а она не пришла…»
  • «Скачала музыки, картинок и видео на 1800 рублей»
  • «Зашла скачать игру на телефон, деньги сняли, а игру не прислали»
  • «Скачал тему для компьютера, и у меня полетела винда. Потом пришлось переустанавливать, из-за этого удалил много ценной информации»

 

Одна из основных проблем, с которой могут столкнуться потребители, — мошенничество. Такие пользователи привыкают к тому, что многое (программы, книги, музыку, фильмы) можно достать бесплатно. В поисках более выгодных условий приобретения чего-либо они могут клюнуть на удочку преступников: скачать бесплатный файл и получить вирус или заплатить гораздо больше, чем обговаривалось, а получить совсем не то, на что рассчитывали. Но, как показало наше исследование, как раз потребители чаще представителей других типов наиболее полно осознают всевозможные угрозы сети, а значит, имеют по сравнению с другими более высокий уровень психологической защищенности.

Ботаники

Любимые сайты:

www.wikipedia.ru, www.doklad.ru, www.school.ru, www.math-on-line.ru, www.km-school.ru

Для ботаников интернет — это прежде всего источник учебной информации.

Интернет — это:

  • «это добыча знаний»
  • «хороший источник знаний»
  • «учебный центр»
  • «возможность участвовать в дистанционных олимпиадах»
  • «источник информации для школы»
  • «помощник в моих школьных делах»

Что ботаники делают в сети?

  • «Качаю шпаргалки по предметам, которые я выбрала на ЕГЭ»
  • «Ищу информацию для школы»
  • «Ищу материал для выполнения каких-то материалов, заданий»
  • «В интернете я принимаю участие в интернет-олимпиадах и различных конкурсах»
  • «Ищу дополнительный материал для подготовки рефератов, картинки для презентации»
  • «Иногда я ищу в интернете сочинение по литературе»
  • «Прохожу тесты по предметам, ищу дополнительную информацию к домашним заданиям. Ищу материал для презентаций по МХК»

Как правило, ботаники — это дети, которые хорошо учатся и меньше разделяют бунтарские интересы сверстников. Сами подростки говорят, что ботаники — это «образ жизни», они зануды, скучные и несовременные, слишком правильные и послушные. Зато они могут быть интересными собеседниками и очень полезны на контрольных или когда не выполнил домашнее задание.

Ботаники удовлетворяют в интернете познавательную потребность, с его помощью они пишут рефераты и доклады, учат уроки, готовятся к экзаменам. Пользователи этого типа активно участвуют в олимпиадах и в дистанционном обучении.

Что ботаники ловят Сетью?

  • «Открыл учебный сайт, а появилась страница с порно! В интернете много неприличного спама!»
  • «Я зашел поискать задания для олимпиады по информатике и нажал на рекламу с заданиями, и там был вирус «червь», но антивирус его сразу удалил»

Используя интернет для учебы, подростки не только удовлетворяют свою потребность в новых знаниях и расширяют кругозор — найденная информация способствует достижению признания со стороны сверстников и самореализации.

Дети из этой группы меньше, чем другие типы, встречаются с опасностями в сети, гораздо реже дают интернет-знакомым персональные данные и встречаются с ними в реальной жизни. Главный риск для них состоит в возможном некритичном отношении к той информации, которую они находят в сети. Часто в поисках материала для учебы они могут сталкиваться с непроверенным, недостоверным или нежелательным контентом.

 

Деловые

Любимые сайты:

www.headhunter.ru, www.rabota.ru, www.job.ru

К этой самой малочисленной группе относятся подростки, для которых интернет является средством поиска работы или какой-либо деятельности и местом, где это можно найти.

Интернет — это:

  • «место работы»
  • «заработок»
  • «место, где можно найти все для работы»

Что деловые ищут в сети?

  • «Редактирую школьный web-сайт»
  • «Создаю программы для себя»
  • «Иногда ищу работу в интернете»
  • «Смотрю уровень продаж нефтяных акций»

 

Деловые ищут в интернете работу, пишут программы и игры, создают и редактируют сайты, интересуются бизнес-новостями.

Эти подростки уже начинают искать различные пути для своего развития и карьеры. Пока их сверстники только начинают определяться с будущей профессией, они пробуют создавать что-то свое, реализовывааться в какой-либо деятельности. Пользователи этого типа относятся к интернету серьезнее, чем их ровесники, они видят, помимо развлечений, самые разнообразные его возможности.

Что деловые ловят Сетью?

  • «Я искала работу и напоролась на мошенников, которые обманывали людей, и перед тем, как дать работу, просили переслать им некоторую сумму денег»

При этом возникает угроза некоторого дисбаланса ценностей и целей: зачем учиться, если зарабатывать на жизнь можно и без школьного аттестата. Кроме того, пытаясь найти работу через интернет, можно натолкнуться на аферистов. Порой юные бизнесмены могут не учитывать некоторые важные факторы, например, правовые.

Всего понемногу

Мы выделили типы школьников-пользователей на основе того, что они делают и что ищут в сети, удовлетворяя актуальные потребности подросткового возраста. Как и в каждой типологии, мы не получили «чистых» типов. Подростки, как правило, занимаются в сети самыми разными делами и нередко одновременно: учатся, общаются, играют, что-то скачивают, что-то отправляют, смотрят фильм и что-то ищут. Тем не менее большинство российских школьников имеет свои четко выраженные виды активности в интернете.

Исследование подростков-пользователей с точки зрения их подверженности угрозам и опасностям глобальной сети показало, что для представителей каждого типа характерны свои проблемы, и все школьники независимо от типа входят в общую группу интернет-риска.

Анализируя все типы пользователей по оценке степени опасности интернет-среды, мы получили четкую закономерность: чем интенсивнее подростки пользуются интернетом, тем менее чувствительны они к угрозам, исходящим из сети. С одной стороны, чем привычнее, понятнее и доступнее интернет, тем менее значимы факторы новизны и неизвестности, которые определяют чувство страха и опасности. Подросток уверен, что всегда может сам выбрать, чем, где и как заниматься, с кем общаться, что искать и что делать, а когда что-то не нравится — просто сменить деятельность или выключить компьютер. В результате возникает ощущение полного контроля и владения ситуацией, что удовлетворяет потребность в безопасности — одну из базовых в системе потребностей человека. В то же время в онлайне все меняется гораздо стремительнее, чем в реальной жизни. Полный контроль и владение ситуацией в сети — всего лишь иллюзия. Самоуверенность, неосторожность и беспечность подростков повышают риск их попадания в неприятные ситуации. Поэтому все типы школьников-пользователей пойманы одной сетью и находятся в одной группе риска. Особенно те из них, кто путешествует по всемирной паутине чаще других.

 

УТВЕРЖДЕНО

Протокол общего родительского

собрания  государственного

учреждения  образования

                                                                                                    «Горская средняя школа

Горецкого района»

25.09.2015 №  1

Состав

родительского комитета

государственного учреждения образования

 «Горская средняя школа Горецкого района»  

      1.Понамарева Ольга Ивановна, заведующая д/садом «Березка» (5 класс)– председатель                        комитета

     2.  Шекунова Елене Владимировна – секретарь комитета (10 класс)

     3.Луцыков Дмитрий Владимирович – член комитета (6 класс)

     4.Запрудская Жанна Семеновна – член комитета (9 класс)

     5.Соловьева Ирина Николаевна – член комитета (2 класс)

     6.Тур Александр Вячеславович – член комитета (1 класс)

     7.Асташонок Ольга Евгеньевна – член комитета (3 класс)

     8.Лапцуева Ирина Владимировна – член комитета (4 класс)

     9.Почтовая Светлана Леонидовна — член комитета (11 класс)

    10.Запрудская Ирина Игоревна         – член комитета (8 класс)

     11.Балышкина Раиса Тимофеевна – член комитета (7 класс)

СОГЛАСОВАНО                                                                                               УТВЕРЖДЕНО

Директор  ГУО «Горская СШ»                                                                 Протокол заседания

___________ Н.М.Радьков                                                                   родительского комитета

                                                                                   25.09.2015  № 1

План заседаний

родительского комитета государственного учреждения образования

«Горская средняя школа Горецкого района»

 

№ п/п                        Тема заседания Ответственный     Срок
1.  Организационное заседание1.Выборы председателя комитета.

О регламенте и плане работы родительского комитета.

2. Оценка участия родителей в подготовке школы к новому учебному году.

3. Обеспечение санитарно-гигиенических норм в школе.

Директор

Председатель

 

Директор

 

 

Председатель

Сентябрь
2. 1. Проведение зимних каникул и Новогодних праздников.2.  Охрана здоровья детей и его укрепление на уроках и во внеурочное время. Председатель

Мазурова М.В.

Декабрь
3. 1. Итоги работы родительско — педагогического патруля в вечернее время.2. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних и выполнение родителями своих обязанностей. Председатель

 

Шекунов В.А.

Март
4. 1. Об организации летней оздоровительной компании и участии детей в общественно-полезном и производительном труде.2. Оказание помощи в косметическом ремонте классов и укреплении учебно-материальной базы школы. Мазурова М.В.

 

 

Председатель

Май

 

ГУО «Горская средняя школа Горецкого района»

ПРОТОКОЛ

заседания родительского комитета

25.09.2015                   № 1

Присутствовало – 11 человек

ПОВЕСТКА ДНЯ

  1. Выборы председателя родительского комитета.

       О регламенте и плане работы родительского комитета.

       Директор школы Н.М. Радьков

  1. Оценка участия родителей в подготовке школы к новому учебному году.

      Директор школы Н.М. Радьков

  1. Обеспечение санитарно-гигиенических норм в школе.

      Председатель родительского комитета

 

СЛУШАЛИ: Радькова Н.М., директора школы, который  предложил избрать председателем родительского комитета в 2015/2016 учебном году Понамареву О.И., заведующей детским садом  аг. Горы,  представителя родителей  учащихся 5 класса. Кратко охарактеризовал организаторские способности  Ольги Ивановны Понамаревой.

РЕШИЛИ:

  1. Понамареву О.И. избрать председателем родительского комитета ГУО «Горская средняя школа Горецкого района» с периодом полномочий   3 года.

        Голосовали: «за» — 11 чел., «против» — 0 чел., «воздержалось» — 0 чел.

СЛУШАЛИ: Понамареву О.И. председателя родительского комитета, которая ознакомила членов комитета с Положением о родительском комитете, регламентом и планом работы на 2015/2016 учебный год.

Предложила проводить заседания родительского комитета один раз в четверть, а отчет перед родительским собранием проводить один раз в полугодие. Сказала, что по мере необходимости заседания комитета могут проводиться внепланово, по ходатайству классных родительских собраний.

РЕШИЛИ:

  1. Деятельность родительского комитета проводить в соответствии с Положением о родительском комитете.
  2. Утвердить регламент проведения заседаний родительского комитета один раз в четверть.
  3. Утвердить план работы родительского комитета на 2015/2016 учебный год.

       Голосовали: «за» — 11 чел., «против» — 0 чел., «воздержалось» — 0 чел.

СЛУШАЛИ: Радькова Н.М., директора школы, который с положительной стороны дал оценку участия родителей в подготовке к новому учебному году и обеспечении  стройматериалами ремонтных работ в классных помещениях. Предложил продолжить работу по оказанию помощи в укреплении УМБ и проведении косметического ремонта школы.

РЕШИЛИ:

  1. Информацию Радькова Н.М принять к сведению.
  2. Продолжить работу по оказанию помощи в укреплении УМБ и проведении косметического ремонта школы.

          Голосовали: «за» — 11 чел., «против» — 0 чел., «воздержалось» — 0 чел.

СЛУШАЛИ: Понамареву О.И., председателя комитета, по вопросу обеспечения санитарно-гигиенических норм в школе. Предложила каждому родителю ежемесячно закупать для своего ребенка и передавать в школу по 2 пачки туалетной бумаги и 1 пачку салфеток в столовую. Просила членов комитета в своих классах проводить работу с родителями по соблюдению их детьми опрятного вида и ношению делового стиля одежды.

РЕШИЛИ:

  1. Информацию Понамаревой О.И. принять к сведению.
  2. Продолжить работу по оказанию помощи школе в обеспечении санитарно-гигиенических норм.

Голосовали: «за» — 11 чел., «против» — 0 чел., «воздержалось» — 0 чел.

Председатель комитета   ____________________ О.И. Понамарева

Секретарь комитета      _____________________Е.В. Шекунова

 

ГУО «Горская средняя школа Горецкого района»

ПРОТОКОЛ

заседания родительского комитета

23.12.2015                  № 2

 

Присутствовало – 11 человек

 

ПОВЕСТКА ДНЯ

  1. Проведение зимних каникул и Новогодних праздников.

      Информация председателя комитета О.И.Понамаревой

  1. Охрана здоровья детей и его укрепление на уроках и во внеурочное время.

       Информация заместителя директора М.В.Мазуровой

СЛУШАЛИ: Порнамареву О.И., председателя  родительского комитета, с информацией о проведении зимних каникул и Новогодних праздников. Предложила членам комитета провести работу в классах по оказанию помощи в подготовке к утренникам, организации  лагеря отдыха. На Новогодних мероприятиях обеспечить контроль за своими детьми в вечернее время.

ВЫСТУПИЛА: Мазурова М.В., заместитель директора, с информацией о плане работы школы на зимних каникулах с 28. 12. 2015 по 09.01.2016. Отметила, что будут работать спортивные секции, занятия по интересам, компьютерный класс, лагерь с дневным пребыванием. Пройдут утренники и вечер. Пригласила родителей на школьные мероприятия.

РЕШИЛИ

  1. Оказать помощь администрации школы и классным руководителям в проведении зимних каникул в соответствии с планом работы.

        Голосовали: «за» — 11 чел., «против» — 0 чел., «воздержалось» — 0 чел.

СЛУШАЛИ: Мазурову М.В., заместителя директора, с информацией  о работе школы по         охране здоровья детей и его укреплению на уроках и во внеурочное время. Отметила, что в школе разработаны мероприятия по охране здоровья детей, на уроках проводятся физкультурные паузы и гимнастика для глаз, три раза в неделю проходя уроки физической культуры и здоровья. Разработаны и выполняются требования  безопасного поведения учащихся. Особое внимание уделяется питанию и соблюдению санитарных правил. Все это позволяет охранять и укреплять здоровье учащихся.

ВЫСТУПИЛА: Лапцуева И.В. с вопросом об обследовании учащихся  врачами и проведению прививок, не санкционированных родителями.

ВЫСТУПИЛА: Мазурова М.В., которая ответила о проведении прививок и медицинского обследования врачами. Заметила, что ученики часто без уведомления родителей и учителей посещают Горскую СВА, где находятся долгое время.

РЕШИЛИ

  1. Информацию Мазуровой М.В. принять к сведению.
  2. Администрации школы своевременно доводить до родителей информацию о результатах медицинских осмотров.
  3. Проведение прививок учащимся проводить при наличии письменного разрешения родителей.

Срок исполнения: постоянно

Голосовали: «за» — 11 чел., «против» — 0 чел., «воздержалось» — 0 чел.

Председатель комитета   ____________________ О.И. Понамарева

Секретарь комитета      _____________________Е.В. Шекунова

Права и обязанности законных представителей несовершеннолетних
выписка из Кодекса Республики Беларусь об Образовании

Статья 33. Законные представители несовершеннолетних обучающихся
 1. Законными представителями несовершеннолетних обучающихся являются их родители, усыновители (удочерители), опекуны, попечители.
2. Законные представители несовершеннолетних обучающихся представляют права и законные интересы несовершеннолетних обучающихся в общественных отношениях в сфере образования без специальных полномочий.
Статья 34. Основные права законных представителей несовершеннолетних обучающихся
 1. Законные представители несовершеннолетних обучающихся в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства имеют право на:
1.1. ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительными документами, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, а также с учебно-программной документацией;
1.2. участие в управлении учреждением образования;
1.3. защиту прав и законных интересов обучающихся;
1.4. ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, результатами учебной деятельности обучающихся;
1.5. получение информации обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических) обучающихся.
2. Иные права законных представителей несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Кодексом, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждений образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.
Статья 35. Основные обязанности законных представителей несовершеннолетних обучающихся
 1. Законные представители несовершеннолетних обучающихся обязаны:
1.1. обеспечивать условия для получения образования и развития обучающихся;
1.2. уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;
1.3. выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка для обучающихся.
2. Иные обязанности законных представителей несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Кодексом, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждений образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.

Уголовная ответственность несовершеннолетних

Статья 27 Возраст, с которого наступает уголовная ответственность
(Выписка из Уголовного Кодекса Республики Беларусь)

1. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
2. Лица, совершившие запрещенные настоящим Кодексом деяния в возрасте
от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежат уголовной ответственности за:
убийство (статья 139);
причинение смерти по неосторожности (статья 144);
умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (статья 147) ;
умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (статья 149);
изнасилование (статья 166) ;
насильственные действия сексуального характера (статья 167);
похищение человека (статья 182) ;
кражу (статья 205);
грабеж (статья 206);
разбой (статья 207);
вымогательство (статья 208);
угон транспортного средства или маломерного водного судна (статья 214);
умышленные уничтожение либо повреждение имущества (части 2 и 3 статьи 218);
захват заложника (статья 291);
хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ (статья 294);
умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения (статья 309);
хищение наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (статья 327) ;
хулиганство (статья 339);
заведомо ложное сообщение об опасности (статья 340);
осквернение сооружений и порчу имущества (статья 341);
побег из исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, арестного дома или из-под стражи (статья 413).

3. Не подлежит уголовной ответственности несовершеннолетнее лицо, которое достигло предусмотренного частями первой или второй настоящей статьи возраста, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с болезненным психическим расстройством, оно во время совершения общественно опасного деяния было не способно сознавать фактический характер или общественную опасность своего деяния.
Права и обязанности обучающихся

Права и обязанности обучающихся
(выписка из Кодекса Республики Беларусь об Образовании)

Статья 31. Основные права обучающихся
 1. Обучающиеся, за исключением обучающихся, указанных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства имеют право на:
1.1. получение образования в соответствии с образовательными программами;
1.2. перевод в другое учреждение образования, другую организацию, реализующую образовательные программы послевузовского образования, в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь;
1.3. перевод для получения образования по другой специальности (направлению специальности, специализации), в том числе при наличии медицинских противопоказаний к работе по получаемой специальности (направлению специальности, специализации) и присваиваемой квалификации, в другой форме получения образования в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь;
1.4. восстановление для получения образования в учреждении образования, организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь;
1.5. обучение по индивидуальному учебному плану в пределах содержания образовательной программы;
1.6. создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития;
1.7. охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса;
1.8. бесплатное психолого-медико-педагогическое обследование в государственных центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;
1.9. бесплатную коррекцию физических и (или) психических нарушений в государственных учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования;
1.10. пользование учебниками и учебными пособиями;
1.11. обеспечение стипендией и другими денежными выплатами;
1.12. обеспечение местом для проживания;
1.13. возмещение расходов по найму жилья в случае необеспечения местом в общежитии;
1.14. кредит на льготных условиях для оплаты первого высшего образования;
1.15. отпуска, каникулы;
1.16. получение платных услуг в сфере образования;
1.17. бесплатное пользование библиотекой, учебной, производственной, научной и культурно-спортивной базой учреждения образования, организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования;
1.18. получение социально-педагогической и психологической помощи со стороны специалистов учреждения образования;
1.19. поощрение за успехи в учебной, спортивно-массовой, общественной, научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной деятельности, а также в образовательных мероприятиях;
1.20. участие в управлении учреждением образования;
1.21. участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, фестивалях, конференциях, симпозиумах, конгрессах, семинарах и других образовательных мероприятиях, спортивно-массовой, общественной, научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной деятельности;
1.22. ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительными документами, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, а также с учебно-программной документацией;
1.23. участие в профессиональных союзах, молодежных и иных общественных объединениях, деятельность которых не противоречит законодательству.
2. Иные права обучающихся устанавливаются настоящим Кодексом, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждений образования, организаций, реализующих образовательные программы послевузовского образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.
3. Права обучающихся, находящихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях, устанавливаются настоящим Кодексом и законодательством о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
4. Учащиеся средних школ и профессионально-технических училищ (филиалов государственных средних школ и государственных учреждений профессионально-технического образования), находящихся на территории исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Беларусь, республиканских унитарных производственных предприятий Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь, лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел Республики Беларусь, в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства имеют право на:
4.1. получение образования в соответствии с образовательными программами;
4.2. перевод для получения образования по другой специальности (направлению специальности, специализации), в том числе при наличии медицинских противопоказаний к работе по получаемой специальности (направлению специальности, специализации) и присваиваемой квалификации, в другой форме получения образования в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь;
4.3. восстановление для получения образования в учреждении образования в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь;
4.4. обучение по индивидуальному учебному плану в пределах содержания образовательной программы;
4.5. создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития;
4.6. охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса;
4.7. получение социально-педагогической и психологической помощи со стороны специалистов учреждения образования;
4.8. каникулы;
4.9. бесплатное пользование библиотекой, учебной, производственной и культурно-спортивной базой учреждения образования;
4.10. пользование учебниками и учебными пособиями;
4.11. участие в спортивно-массовой, общественной, экспериментальной деятельности;
4.12. поощрение за успехи в учебной, спортивно-массовой, общественной, экспериментальной деятельности;
4.13. ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, уставом, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, а также с учебно-программной документацией.
5. Для обучающихся по специальностям (направлениям специальностей, специализациям) для Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, органов внутренних дел Республики Беларусь, Следственного комитета Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь в соответствии с законодательством о прохождении соответствующей службы могут устанавливаться особенности их прав.
 Статья 32. Основные обязанности обучающихся
 1. Обучающиеся обязаны:
1.1. добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ, программ воспитания;
1.2. заботиться о своем здоровье, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;
1.3. выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка для обучающихся, правил проживания в общежитиях;
1.4. уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;
1.5. бережно относиться к имуществу учреждения образования, организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.
2. Иные обязанности обучающихся устанавливаются настоящим Кодексом, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждений образования, организаций, реализующих образовательные программы послевузовского образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.
3. Для обучающихся по специальностям (направлениям специальностей, специализациям) для Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, органов внутренних дел Республики Беларусь, Следственного комитета Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь в соответствии с законодательством о прохождении соответствующей службы могут устанавливаться особенности их обязанностей.

Наглядные пояснения прав и обязанностей можете узнать на Детском правовом сайте по адресу: http://mir.pravo.by

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *